Паспорт программы развития моногородов. О мерах Правительства РФ по реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов

Представители федеральных и региональных органов власти, институтов развития и бизнеса высоко оценили итоги реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» в 2017 году. Ее обсуждение состоялось 15 февраля на сессии «Моногорода - проектируем будущее», организованной Фондом развития моногородов в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи. Также были намечены новые направления реализации программы в 2018-2025 годах.

«По данным субъектов Российской Федерации, за 2 года реализации программы в моногородах создано 244,5 тыс. рабочих мест, из них 144,4 тыс. постоянных, остальные временные», - сообщила заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева.

Она также рассказала, что к 1 января 2018 года 285 моногородов отремонтировали рекомендованные жителями центральные улицы, реализовали мероприятия приоритетной программы «5 шагов благоустройства повседневности» 170 городов - приводили в порядок парки, скверы, детские площадки, набережные. Сделали ремонт входных зон и зон ожидания приема в поликлиниках 266 городов. Во все 319 монопоселений России в прошлому году были направлены новые машины скорой помощи разных классов, в целом свыше 400 машин.

«Одним из важнейших событий 2017 года стало завершение двухгодичной программы обучения команд, управляющих проектами развития моногородов. За время обучения 1546 специалистов аттестовано по программе профессиональной переподготовки. Команды всех городов сформированы, обучены и уже работают. Сейчас нужно аккумулировать успешный опыт для его дальнейшего тиражирования», - отметила И. Макиева.

Губернаторы и мэры городов подтвердили высокую эффективность программы обучения. «Мы совершенно по-другому начали подходить к решению задач и проблем. Безусловно, в городе должна работать единая команда, объединяющая региональный муниципальный и градообразующий уровень. И очень важно, что мы вовлекаем население в диалог. Потому что главы моногородов должны слышать, слушать и делать то, что люди хотят, а не то, что надумали сами, не выходя из кабинетов», - сказал Александр Устинов, мэр города Краснотурьинска Свердловской области.

Генеральный директор Фонда развития моногородов Илья Кривогов рассказал о поддержке инвестиционных проектов на территории монопоселений.

«Фонду за последние 3 года государство предоставило свыше 18 млрд рублей в форме соглашений с моногородами, из них 12 млн мы уже перечислили в регионы - это 29 соглашений о софинансировании, еще 8 инвестиционных проектов на платно-возвратной основе финансируется. Вместе с губернаторами, главами регионов мы создаем новую экономику, работаем довольно жестко, но справедливо, потому что это бюджетные деньги, - отметил И. Кривогов. - Вложение 12 млрд позволило привлечь около 40 млрд рублей инвестиций от предприятий, которые создаются в моногородах. Появилось свыше 8 тыс. новых рабочих мест, здесь речь прежде всего о среднем и крупном бизнесе, так как для малого бизнеса есть другие инструменты поддержки».

В 2017 году Фонд развития моногородов активно лоббировал государственную поддержку для малого бизнеса по линии Минэкономразвития. Часть проектов была передана в «Корпорацию «МСП», и они уже профинансированы. Ведется сотрудничество с фондом грантов и с президентскими грантами, благодаря чему многие мэры моногородов смогли «дотянуться» до федеральных институтов развития. Эта работа будет продолжаться.

«В 2018 год государство предоставило Фонду развития монгородов еще 14 млрд рублей на дальнейшее развитие программ поддержки, - сообщил И. Кривогов. - Сейчас формируется пул проектов. Партнерами будут выступать «Корпорация «МСП», Фонд развития промышленности, Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, ЮниКредит Банк. Мы научились структурировать совместные сделки с ведущими институтами, и теперь достаточно активно заходим на территории моногородов».

Что касается нефинансовой поддержки, то за всеми городами закреплены линейные менеджеры проектного офиса Фонда развития городов. При их участии к концу 2017 года сформированы программы развития каждого из 319 монопоселений, и уже есть первые результаты их реализации. При этом наряду с развитием экономики делается акцент на благоустройство и повышение качества жизни населения.

Многие участники сессии отметили острую необходимость в работе с подрастающим поколением. Здесь важным шагом стал запуск социального проекта футбольного клуба ЦСКА, в рамках которого более 1000 детей из моногородов примут участие в выездных мастер-классах по футболу. Лучшие поедут учиться в Академию ЦСКА. Первый мастер-класс прошел 13 февраля 2018 года в городе Котовске Тамбовской области. По мнению губернатора Тамбовской области Александра Никитина, такую инициативу стоит распространить и на другие виды спорта, в частности, на хоккей.

Еще один новый проект, представленный на сессии партнером КБ «Стрелка» Алексеем Муратовым, позволит сдержать отток молодежи из моногородов.

«Сейчас почти 2 млн школьников и студентов вынуждены собираться на парковках, детских площадках и в подъездах. Изменить ситуацию позволит сеть молодежных центров, созданных на базе неэффективно используемых зданий, например, заброшенных промышленных объектов или домов культуры. Важно создать по-настоящему интересное и полезное пространство с образовательными программами, продуманным дизайном. Подобные центры уже появились в Набережных Челнах, Нижнекамске, Новотроицке», - отметил А. Муратов.

Заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов подчеркнул, что нужно совершенствовать подход к созданию территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Также, по его мнению, получать поддержку и развиваться в правильном направлении моногородам позволит Стратегия пространственного развития, которую запустят в 2018 году. Немаловажную роль играет и внедрение новых технологий.

«Можно создавать эффективные команды на местах, но если не дать им возможности применять новые технологии, то добиться заметных результатов будет сложнее. Минэкономразвития подготовило предложение о включении в программу «Цифровая экономика» нового блока по усовершенствованию государственного и муниципального управления. Мы ждем от команд моногородов рекомендации, все они будут рассмотрены, а наиболее удачные лягут в основу изменений», - рассказал С. Шипов.

В заключение дискуссии Ирина Макиева представила планы дальнейшей работы по комплексной программе развития моногородов в 2018 - 2025 годах.

«Решено, что лучшие 10 моногородов по итогам 2017 и 2018 годов примут участие в новой обучающей программе для лидеров, которая будет специально разработана совместно с образовательными учреждениями, зкспертным и деловым советом», - сообщила И. Макиева.

Намечается создание центров развития территорий, которые будут агрегировать все региональные меры поддержки. Регионам будет рекомендовано вводить квотрирование средств (10%) на поддержку моногородов во всех региональных программах - по примеру Республики Башкортостан.

Будет выдвинута инициатива о распространении программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» на все моногорода. Также в планах развитие материально-технической базы детских поликлиник и медицинских организаций за счет средств Федерального фонда ОМС. Получат дальнейшее развитие проекты и мероприятия по продвижению здорового образа жизни среди населения.

Градообразующие предприятия, имея свои программы социальной ответственности, будут активней вовлекаться в развитие территорий и вместе с мэром города выбирать направления для приоритетной реализации.

При работе с детьми будет делаться упор не только на спорт, но и на патриотическое воспитание. Также среди приоритетных направлений развитие въездного и внутреннего туризма в моногородах, активизация волонтерского движения и другие социально-значимые инициативы.

Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» учреждена Внешэкономбанком в октябре 2014 года. Работа Фонда направлена на формирование условий для создания новых рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием, и привлечение инвестиций в моногорода за счет реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов. Фонд осуществляет софинансирование расходов субъектов РФ и муниципальных образований при строительстве или реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для новых инвестиционных проектов, участвует в финансировании инвестиционных проектов, выполняет функции проектного офиса по развитию моногородов, формирует команды, управляющие проектами развития моногородов, для стабилизации их социально-демографического и экономического статуса. Деятельность Фонда регламентируется правилами предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2014 года № 1186.

«РФ-сегодня»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О мерах Правительства Российской Федерации
по реализации приоритетной программы
«Комплексное развитие моногородов»

Заслушав информацию Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о мерах Правительства Российской Федерации по реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития моногородов Российской Федерации является одной из важнейших задач государства, необходимым условием достойной жизни граждан, проживающих в этих населенных пунктах.

Приоритеты, намеченные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, и задачи, поставленные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, определили разработку приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», паспорт которой утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р, включает 319 муниципальных образований в 61 субъекте Российской Федерации, в которых проживает
13,5 миллиона человек (около 10 процентов населения страны). Численность экономически активного населения составляет
7,3 миллиона человек. Средний уровень безработицы в моногородах превышает среднероссийский уровень более чем в 1,5 раза.

Вопрос реструктуризации и развития монопрофильных муниципальных образований, экономика которых полностью зависит от одного градообразующего предприятия, стоит в настоящее время достаточно остро в силу неразвитой инфраструктуры, устаревших технологий и износа основных фондов градообразующих предприятий, низкого уровня кооперации между предприятиями отрасли и других факторов. Вместе с тем программа комплексного развития моногородов опирается на такие базовые преимущества, как высокий уровень общего образования населения, наличие научных и инженерных школ по ряду перспективных направлений промышленности, выгодное географическое расположение и обширный внутренний рынок.

Наряду с сильной зависимостью экономики моногородов от изменившейся конъюнктуры рынка к основным проблемам их развития относятся риски при высвобождении работников градообразующих предприятий, отток квалифицированных кадров, инфраструктурные ограничения для создания нового бизнеса, низкая инвестиционная привлекательность моногородов, низкое качество городской среды, а также в ряде случаев высокий уровень загрязнения окружающей среды.

В сложившейся ситуации именно диверсификация экономики монопрофильных муниципальных образований, включающая создание непрофильных производств с новыми рабочими местами, а также улучшение качества городской среды в моногородах способны дать положительный эффект.

В настоящее время создана и действует некоммерческая организация «Фонд развития моногородов». Для реализации ее основных задач предусмотрено выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета в размере 6,5 млрд. рублей в 2017 году, 4,7 млрд. рублей — в 2018 году, 4,7 млрд. рублей — в 2019 году.

В целях стимулирования внутреннего предпринимательского ресурса и повышения привлекательности моногородов для внешних инвесторов используется такой механизм
поддержки, как возможность создания на территориях моногородов территорий опережающего социально-экономического развития. Резидентам территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах предоставляются льготы по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и земельному налогу. Устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. К настоящему времени территории опережающего социально-экономического развития созданы в 14 моногородах, на территориях которых зарегистрированы 20 резидентов, что должно способствовать созданию более 5100 рабочих мест и привлечению
1,5 млрд. рублей к 2026 году.

Реализация указанных мер, а также иных мероприятий приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» будет содействовать созданию условий для запуска новых альтернативных производств, способствующих диверсификации экономики моногородов и, как следствие, сокращению количества муниципальных образований, относящихся к монопрофильным.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет :

1. Принять к сведению информацию Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о мерах Правительства Российской Федерации по реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».

продолжить реализацию мероприятий по комплексному развитию моногородов, предусмотрев поддержку инвестиционных проектов в целях диверсификации экономики монопрофильных муниципальных образований и снятия напряженности на рынке труда, в том числе с использованием инструментов некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»;

синхронизировать мероприятия, предусмотренные приоритетной программой «Комплексное развитие моногородов», с другими приоритетными программами и проектами, а также с государственными программами Российской Федерации, федеральной адресной инвестиционной программой, государственными программами субъектов Российской Федерации, программами субъектов естественных монополий в отношении монопрофильных муниципальных образований;

способствовать в целях привлечения инвестиций созданию территорий опережающего социально-экономического развития на территориях моногородов;

ускорить внесение изменений в Правила создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 614, в части распространения указанных Правил на все категории моногородов;

реализовать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер, направленных на повышение качества медицинских услуг, оказываемых в моногородах, в том числе по привлечению медицинских работников высокой квалификации для работы в медицинских организациях моногородов, по оснащению этих организаций современным медицинским оборудованием и автомобилями скорой медицинской помощи;

реализовать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и главами монопрофильных муниципальных образований меры по созданию комфортной городской среды, а также по снижению количества аварийно-опасных участков на улично-дорожных сетях моногородов и приведению их в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние;

разработать программы повышения квалификации специалистов в целях повышения производительности труда, а также профессиональной переподготовки высвободившихся кадров;

обеспечить доступность кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территориях моногородов, включая предоставление государственных и банковских гарантий;

рассмотреть возможность установления ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав монопрофильных муниципальных образований за недостижение показателей приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов»;

повысить уровень экологического контроля градообразующих предприятий, ужесточить требования по соблюдению природоохранного законодательства, а также предусмотреть меры, стимулирующие градообразующие предприятия внедрять программы технической модернизации;

дополнительно проработать меры по привлечению внебюджетных источников финансирования мероприятий по развитию моногородов;

усилить контроль за эффективностью расходования средств федерального бюджета, направляемых на комплексное развитие моногородов.

разработать дополнительные меры, направленные на увеличение собственных экономических возможностей монопрофильных муниципальных образований, в том числе посредством стимулирования органов местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала;

провести анализ реализации государственных программ субъектов Российской Федерации в целях выработки мер по повышению их эффективности, а также по включению мероприятий, направленных на поддержку и развитие монопрофильных муниципальных образований;

предусматривать на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в моногородах не менее 10 процентов от общего объема средств, выделяемых в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства;

разработать комплекс мер, направленных на повышение качества медицинских и образовательных услуг, оказываемых в моногородах, а также на улучшение качества городской среды.

4. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

5. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2018 года.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

В рамках Российского инвестиционного форума в Сочи состоялась сессия "Моногорода - проектируем будущее".

Представители федеральных и региональных органов власти, институтов развития и бизнеса высоко оценили итоги реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» в 2017 году. Ее обсуждение состоялось 15 февраля на сессии«Моногорода – проектируем будущее», организованной Фондом развития моногородов в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи. Также были намечены новые направления реализации программы в 2018–2025 годах.

«По данным субъектов Российской Федерации, за 2 года реализации программы в моногородах создано 244,5 тыс. рабочих мест, из них 144,4 тыс. постоянных, остальные временные», – сообщила заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева.

Она также рассказала, что к 1 января 2018 года 285 моногородов отремонтировали рекомендованные жителями центральные улицы, реализовали мероприятия приоритетной программы «5 шагов благоустройства повседневности» 170 городов – приводили в порядок парки, скверы, детские площадки, набережные. Сделали ремонт входных зон и зон ожидания приема в поликлиниках 266 городов. Во все 319 монопоселений России в прошлому году были направлены новые машины скорой помощи разных классов, в целом свыше 400 машин.

«Одним из важнейших событий 2017 года стало завершение двухгодичной программы обучения команд, управляющих проектами развития моногородов. За время обучения 1546 специалистов аттестовано по программе профессиональной переподготовки. Команды всех городов сформированы, обучены и уже работают. Сейчас нужно аккумулировать успешный опыт для его дальнейшего тиражирования», – отметила И. Макиева.

Губернаторы и мэры городов подтвердили высокую эффективность программы обучения. «Мы совершенно по-другому начали подходить к решению задач и проблем. Безусловно, в городе должна работать единая команда, объединяющая региональный муниципальный и градообразующий уровень. И очень важно, что мы вовлекаем население в диалог. Потому что главы моногородов должны слышать, слушать и делать то, что люди хотят, а не то, что надумали сами, не выходя из кабинетов», – сказал Александр Устинов, мэр города Краснотурьинска Свердловской области.

Генеральный директор Фонда развития моногородов Илья Кривогов рассказал о поддержке инвестиционных проектов на территории монопоселений.

«Фонду за последние 3 года государство предоставило свыше 18 млрд рублей в форме соглашений с моногородами, из них 12 млрд мы уже перечислили в регионы – это 29 соглашений о софинансировании, еще 8 инвестиционных проектов на платно-возвратной основе финансируется. Вместе с губернаторами, главами регионов мы создаем новую экономику, работаем довольно жестко, но справедливо, потому что это бюджетные деньги, – отметил И. Кривогов. – Вложение 12 млрд позволило привлечь около 40 млрд рублей инвестиций от предприятий, которые создаются в моногородах. Появилось свыше 8 тыс. новых рабочих мест, здесь речь прежде всего о среднем и крупном бизнесе, так как для малого бизнеса есть другие инструменты поддержки».

В 2017 году Фонд развития моногородов активно лоббировал государственную поддержку для малого бизнеса по линии Минэкономразвития. Часть проектов была передана в «Корпорацию «МСП», и они уже профинансированы. Ведется сотрудничество с фондом грантов и с президентскими грантами, благодаря чему многие мэры моногородов смогли «дотянуться» до федеральных институтов развития. Эта работа будет продолжаться.

«В 2018 год государство предоставило Фонду развития монгородов еще 14 млрд рублей на дальнейшее развитие программ поддержки, – сообщил И. Кривогов. – Сейчас формируется пул проектов. Партнерами будут выступать «Корпорация «МСП», Фонд развития промышленности, Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, ЮниКредит Банк. Мы научились структурировать совместные сделки с ведущими институтами, и теперь достаточно активно заходим на территории моногородов».

Что касается нефинансовой поддержки, то за всеми городами закреплены линейные менеджеры проектного офиса Фонда развития городов. При их участии к концу 2017 года сформированы программы развития каждого из 319 монопоселений, и уже есть первые результаты их реализации. При этом наряду с развитием экономики делается акцент на благоустройство и повышение качества жизни населения.

Многие участники сессии отметили острую необходимость в работе с подрастающим поколением. Здесь важным шагом стал запуск социального проекта футбольного клуба ЦСКА, в рамках которого более 1000 детей из моногородов примут участие в выездных мастер-классах по футболу. Лучшие поедут учиться в Академию ЦСКА. Первый мастер-класс прошел 13 февраля 2018 года в городе Котовске Тамбовской области. По мнению губернатора Тамбовской области Александра Никитина, такую инициативу стоит распространить и на другие виды спорта, в частности, на хоккей.

Еще один новый проект, представленный на сессии партнером КБ «Стрелка» Алексеем Муратовым, позволит сдержать отток молодежи из моногородов.

«Сейчас почти 2 млн школьников и студентов вынуждены собираться на парковках, детских площадках и в подъездах. Изменить ситуацию позволит сеть молодежных центров, созданных на базе неэффективно используемых зданий, например, заброшенных промышленных объектов или домов культуры. Важно создать по-настоящему интересное и полезное пространство с образовательными программами, продуманным дизайном. Подобные центры уже появились в Набережных Челнах, Нижнекамске, Новотроицке», – отметил А. Муратов.

Заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов подчеркнул, что нужно совершенствовать подход к созданию территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Также, по его мнению, получать поддержку и развиваться в правильном направлении моногородам позволит Стратегия пространственного развития, которую запустят в 2018 году. Немаловажную роль играет и внедрение новых технологий.

«Можно создавать эффективные команды на местах, но если не дать им возможности применять новые технологии, то добиться заметных результатов будет сложнее. Минэкономразвития подготовило предложение о включении в программу «Цифровая экономика» нового блока по усовершенствованию государственного и муниципального управления. Мы ждем от команд моногородов рекомендации, все они будут рассмотрены, а наиболее удачные лягут в основу изменений», – рассказал С. Шипов.

В заключение дискуссии Ирина Макиева представила планы дальнейшей работы по комплексной программе развития моногородов в 2018 – 2025 годах.

«Решено, что лучшие 10 моногородов по итогам 2017 и 2018 годов примут участие в новой обучающей программе для лидеров, которая будет специально разработана совместно с образовательными учреждениями, экспертным и деловым советом», – сообщила И. Макиева.

Намечается создание центров развития территорий, которые будут агрегировать все региональные меры поддержки. Регионам будет рекомендовано вводить квотирование средств (10%) на поддержку моногородов во всех региональных программах – по примеру Республики Башкортостан.

Будет выдвинута инициатива о распространении программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» на все моногорода. Также в планах развитие материально-технической базы детских поликлиник и медицинских организаций за счет средств Федерального фонда ОМС. Получат дальнейшее развитие проекты и мероприятия по продвижению здорового образа жизни среди населения.

Градообразующие предприятия, имея свои программы социальной ответственности, будут активней вовлекаться в развитие территорий и вместе с мэром города выбирать направления для приоритетной реализации.

При работе с детьми будет делаться упор не только на спорт, но и на патриотическое воспитание. Также среди приоритетных направлений развитие въездного и внутреннего туризма в моногородах, активизация волонтерского движения и другие социально-значимые инициативы.

«Благовещенск – производственный потенциал»: представители Минэкономразвития РБ выступили на форуме

29 августа 2019 года в г. Благовещенске прошел форум «Благовещенск - производственный потенциал», модератором которого выступил президент ассоциации предпринимателей Республики Башкортостан Рустем Фатхуллин. Мероприятие прошло при участии заместителя министра экономического развития РБ Татьяны Штоль, главы администрации Благовещенского района Олега Голова, руководителей АНО «Агентство РБ по развитию малого и среднего предпринимательства», АО «Региональная лизинговая компания РБ», АНО «Микрокредитная компания малого бизнеса Республики Башкортостан», ОО Уфимский ПАО Промсвязьбанк.

С докладом о территориях социально-экономического развития РБ выступила Татьяна Штоль.

Заместитель министра экономического развития РБ озвучила налоговые льготы и преференции для резидентов ТОСЭР, подробно рассказала о требованиях, предъявляемых к резидентам таких территорий, а также разъяснила порядок заключения соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Она также отметила, что продолжается активное взаимодействие с федеральным институтом развития НО «Фонд развития моногородов», озвучила меры поддержки Фонда. В частности, данная организация предоставляет льготные займы под ставку от 0 до 5% и обеспечивает софинансирование строительства объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов (в размере до 95 % от стоимости объектов инфраструктуры). Далее Татьяна Штоль обозначила условия предоставления мер поддержки.

В завершении доклада замминистра рассказала об оказании всесторонней помощи при подготовке необходимых документов потенциальными инвесторами, а также призвала предпринимательское сообщество активно пользоваться предоставляемыми государством инструментами поддержки.

Напомним, в реестр резидентов ТОСЭР, формируемый Минэкономразвития России, на сегодняшний день включено 26 инвесторов из республики (12 – г. Белебей, 12 – г. Кумертау, 2- г. Нефтекамск).


На ТОСЭР «Белебей» зарегистрированы три новых резидента


27 августа 2019 года в Реестре резидентов ТОСЭР зарегистрированы три новых резидента на ТОСЭР «Белебей» .

Компания ООО «Башпеностекло» планирует строительство завода по производству пеностекла. Общая стоимость проекта составит 270 млн. рублей . Социальный эффект выражается в создании 32 новых рабочих мест .

Продукция завода - это блоки для мощений, стеклоблоки, плиты и прочие изделия из прессованного или отформованного стекла, используемых в строительстве. Кроме того, предусмотрено производство стекла для витражей и многоячеистого стекла.

Предприятие ООО «Стройинвест» планирует организацию производства металлических конструкций. Реализация проекта позволит привлечь порядка 7,7 млн. рублей и создать 82 рабочих места .

Третий резидент – ООО «Наш Хлеб» . Компания специализируется на производстве хлеба, мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения. Объем инвестиций составит 5,2 млн. рублей . Количество новых рабочих мест – 82 единицы .

Справочно:

В реестр резидентов ТОСЭР, формируемый Минэкономразвития России, на 28 августа 2019 года включено 26 инвесторов из республики (12 – г. Белебей, 12 – г. Кумертау, 2- г. Нефтекамск).

С муниципальными образованиями северо-востока республики проведен семинар по внедрению механизма МЧП при реализации инвестпроектов


Министерством экономического развития Республики Башкортостан в с. Малояз Салаватского района 21 августа 2019 года проведен консультативно-практический семинар на тему «Применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

Мероприятие организовано при поддержке администрации Салаватского района. В качестве основных спикеров по актуальным вопросам выступили представители республиканских ведомств, таких как Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Государственный комитет РБ по тарифам, а также АО «Республиканская коммунальная компания» и АО «Корпорация развития Республики Башкортостан».

К участию в семинаре приглашены заместители глав администраций муниципальных образований северо-восточных районов Республики Башкортостан, курирующие вопросы развития экономики и ЖКХ, представители комитетов по управлению муниципальной собственностью, директора ресурсоснабжающих организаций, предприниматели и депутаты сельских советов.

С основным докладом на тему внедрения механизма ГЧП при реализации инвестиционных проектов выступила начальник Управления государственных программ Министерства экономического развития РБ Светлана Малинская. Она отметила, что преимуществом такого сотрудничества между инвестором и государством является равномерное распределение ресурсов и рисков при решении социально-значимых для региона задач.

В ходе выступления Светлана Малинская также обозначила основные законодательные нормы, применяемые в рамках ГЧП (МЧП), озвучила как выстроена работа на региональном уровне и акцентировала внимание на мероприятиях, которые необходимо организовать в каждом муниципальном образовании. «Среди лучших практик в выстраивании этой работы рекомендуем рассмотреть опыт Бирского, Бураевского, Ишимбайского, Кармаскалинского районов», - отметила руководитель структурного подразделения Минэкономразвития РБ.

В продолжение семинара коллеги отраслевых республиканских органов власти и структурных организаций более подробно, с точки зрения практики, рассказали о механизме подготовки и заключении концессионных соглашений, ошибках, допускаемых муниципальными образованиями, на что нужно обратить особое внимание при подготовке документации. Рассмотрели вопросы о государственном регулировании тарифов при заключении концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и порядке передачи имущества и земельных участков в концессию.

Представители кредитных организаций говорили об особенностях финансирования затрат концессионера в рамках реализации соглашений в сфере ЖКХ.

Отметим, что Минэкономразвития РБ планирует продолжить серию выездных семинаров по вопросам ГЧП и концессий. В ближайшее время будет сформирован график таких мероприятий. В связи с этим для определения дат и мест проведения ждем от администраций муниципальных образований республики предложения по предпочтительным срокам организации семинара на своих территориях и актуальные вопросы, возникающие при работе, для обсуждения в рамках программы. Информацию просим направить официально и продублировать на электронный адрес: [email protected] .

Справочно: Напомним, по результатам 2018 года Республика Башкортостан заняла 4 место в Рейтинге регионов по уровню развития ГЧП, поднявшись на 1 позицию по сравнению с 2017 годом. Экспертами дана высокая оценка активной деятельности республики в отношении реализуемых проектов и объемам вложенных инвестиций. В тройку-лидеров вошли города Москва, Санкт-Петербург, Московская область.













Рассмотрен вопрос функционирования ТОСЭР в республике


2 августа 2019 года в Доме Правительства РБ состоялось рабочее совещание по вопросу эффективности функционирования территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) под председательством исполняющего обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан Илшата Тажитдинова. Мероприятие, организованное Минэкономразвития РБ прошло при участии заместителя Руководителя Аппарата Правительства РБ Александра Шельдяева, исполняющего обязанности министра экономического развития РБ Лилии Мазитовой, представителей Минэкономразвития РБ, а также глав и заместителей глав муниципалитетов в формате видеоконференции.

Отметим, на сегодняшний день зарегистрированы резиденты в ТОСЭР «Белебей», «Кумертау» и «Нефтекамск». Всего 23 резидента, из них 9 – в г. Белебей, 12 – в г. Кумертау и 2 – в г. Нефтекамск. Ими инвестировано порядка 2 млрд. рублей и создано свыше 1000 рабочих мест.

Илшат Тажитдинов во вступительном слове отметил, что для привлечения резидентов, реализующих инвестиционные проекты на территориях моногородов, на федеральном уровне существуют инструменты поддержки, предоставляемые институтом развития «Фонд развития моногородов», которые необходимо муниципалитетам активно осваивать. Данная организация предоставляет льготные займы под ставку от 0 до 5% и осуществляет софинансирование строительства инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта.

Представители муниципалитетов доложили о достижении целевых показателей эффективности функционирования ТОСЭР и применении мер поддержки Фонда развития моногородов.

Исполняющим обязанности заместителя Премьер-министра Правительства РБ – Руководителем Аппарата Правительства РБ отмечено о необходимости проведения администрациями моногородов планомерной и постоянной работы в данном направлении, в том числе по всестороннему информированию потенциальных инвесторов о действующих инструментах поддержки Фонда развития моногородов.

В завершении мероприятия в целях исполнения KPI-показателей эффективности функционирования ТОСЭР Илшат Тажитдинов поручил главам администраций моногородов активизировать работу по привлечению резидентов (инвесторов) и применению мер поддержки Фонда развития моногородов, а также обеспечить качественное сопровождение инвестиционных проектов. Кроме того, поручено разработать планы-графики мероприятий по достижению ТОСЭР целевых показателей эффективности их функционирования для каждого муниципалитета отдельно.


1. О программе (краткая справка)

Программа развития моногородов на 2012-2020 годы нацелена на устойчивое социально-экономическое развитие моногородов в средне- и долгосрочной перспективе. Программа имеет 4 основных направления (см. п.2, пп.2.1 - 2.4):

· Оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости стабильно работающих предприятий;

· Диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса для обеспечения оптимальной структуры занятости населения моногородов;

· Повышение мобильности трудовых ресурсов моногородов, стимулирование добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста;

· Развитие социальной и инженерной инфраструктуры моногородов в расчете на оптимальную численность населения.

Уполномоченный орган программы:

· Министерство регионального развития Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган);

Координаторы программы на местном уровне:

· исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета и ответственные за реализацию Программы на местах. Координаторы программы на местном уровне определяются акимами областей;

Финансовый агент программы:

· АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (далее - АО «ФРП «Даму»), осуществляющее в рамках программы те же функции, что и в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020» .

2. Основные направления Программы развития моногородов на 2012-2020 годы:

2.1. Направление 1 - «Оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости стабильно работающих предприятий».

Направление 1 включает в себя:

· Выявление экономического потенциала и новых перспективных специализаций моногородов;

· Разработку комплексных планов развития моногородов;

· Корректировку генеральных планов моногородов.

2.2. Направление 2 - «Диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса для обеспечения оптимальной структуры занятости населения моногородов». 2.2.1. Направление 2 включает в себя следующие меры:

· Реализацию «якорных» инвестиционных проектов для долгосрочной диверсификации экономики моногородов;

· Размещение национальными холдингами вспомогательных и обслуживающих производств, заказов в моногородах с учетом их специфики;

· Размещение градообразующими предприятиями вспомогательных и обслуживающих производств, заказов в моногородах с учетом их специфики;

· Восстановление прежней специализации в моногородах.

2.2.2. Пути реализации мер, предусмотренных Направлением 2:

· привлечение стратегического инвестора для модернизации действующей специализации на примере опыта АО «Еврохим» в городах Каратау и Жанатас;

· выявление перспективных месторождений полезных ископаемых, находящихся вблизи моногородов, с определением мер по их доразведке с участием АО «НК «Казгеология» или частных инвесторов, заинтересованных в расширении сырьевой базы предприятий;

· решение проблем «тупиковости» и развитие транзитного потенциала моногородов.

· развитие малого и среднего бизнеса в моногородах.

2.2.3. Программы развития малого и среднего предпринимательства в моногородах

Направление 2 включает в себя ряд программ, направленных на активизацию развития малого и среднего бизнеса в моногородах, а именно:

· «Субсидирование процентных ставок по кредитам»;

· «Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры»;

· «Предоставление грантов на создание новых производств»;

· «Реализация партнерских программ»;

· «Создание бизнес-инкубаторов с микрокредитными организациями»;

· «Создание центров поддержки предпринимательства»;

· «Содействие развитию предпринимательства самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения»;

Потенциальными участниками этих подпрограмм являются субъекты малого и среднего бизнеса, работающие в моногородах с низким и средним потенциалом, а также люди с предпринимательской инициативой. Подробное описание подпрограмм и условия участия в них смотрите в п.3.

2.3. Направление 3 - «Повышение мобильности трудовых ресурсов моногородов, стимулирование добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста»

2.3.1. Направление 3 включает в себя:

· Обучение и содействие в трудоустройстве жителей моногородов;

· Создание условий для обучения молодежи моногородов в учебных заведениях технического и профессионального образования областей;

· Стимулирование добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста.

2.3.2. Жители моногородов, которым оказывается государственная поддержка в добровольном переезде, должны:

· проживать в моногороде с низким потенциалом социально-экономического развития последние три года.

2.3.3 . Государственная поддержка участников Программы включает:

· предоставление субсидий на переезд, включая в себя возмещение расходов на переезд;

· обучение на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также содействие в трудоустройстве на новом месте жительства;

· предоставление служебных жилищ гражданам Республики Казахстан в установленном законодательством порядке;

· психологическую адаптацию.

Связанные с переездом субсидии.

2.4. Направление 4 - «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры моногородов в расчете на оптимальную численность населения»

Направление 4 включает в себя финансирование расходов по содержанию города, таких как:

Освещение и озеленение улиц;

Сохранение фонда жилых домов и вывоза мусора;

Ликвидация несанкционированных свалок, снос бесхозных объектов, обустройство полигонов твердых бытовых отходов и скотомогильников; ремонт отопительной системы, водопроводов, канализации;

Установка дворовых детских игровых площадок, ремонту внутригородских автомобильных дорог и социальных объектов; благоустройство площадей, скверов, улиц, ремонт арычной сети.

Финансирование осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах.

2.4.1. Особенности финансирования в зависимости от уровня экономического потенциала моногородов:

· Моногорода с высоким и средним потенциалом, по которым МВК принято решение по дальнейшему развитию - инвестиционные проекты финансируются в порядке, утвержденном бюджетным законодательством. В первоочередном порядке решаются наиболее острые вопросы жизнеобеспечения города:

Реконструкция и (или) строительство объектов социальной инфраструктуры с доведением до утвержденных нормативов.

Реконструкция и (или) строительство инфраструктуры жизнеобеспечения на оптимальную численность населения (водо-, тепло-, электро, газоснабжение, канализация и телекоммуникации, дороги, экология).

· В моногородах с низким экономическим потенциалом состояние социальной и инженерной инфраструктуры будет поддерживаться на среднереспубликанском уровне. В них будут реализованы мероприятия по ремонту и восстановлению, а в отдельных городах - по сносу аварийного и ветхого жилья.

3. Краткое описание программ, направленных на поддержку предпринимательства, реализуемых в рамках второго направления Программы развития моногородов 2012-2020 гг.:

3.1. «Субсидирование процентных ставок по кредитам»

В рамках программы Вы можете получить субсидирование 10% от ставки по кредиту, полученному Вами для рефинансирования договоров лизингового займа. Например, если она составляет 13%, Вам придется уплачивать лишь 3%, остальное субсидирует государство. На таких же условиях субсидируется выплата ставки вознаграждения по лизинговым операциям. (см. ДАТЬ ССЫЛКУ НА ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ НА ПОРТАЛЕ)

3.2. «Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры»

В рамках программы Вы можете получить помощь в развитии производственной (индустриальной) инфраструктуры предприятия.

Подведение недостающей инфраструктуры предполагается для проектов, направленных на модернизацию и расширение производств. Программа предполагает подведение инфраструктуры как для отдельных проектов, так для организации промышленных площадок, то есть, на обеспечение нескольких проектов. (см. ДАТЬ ССЫЛКУ НА ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ НА ПОРТАЛЕ)

3.3. «Предоставление грантов на создание новых производств»

В рамках программы Вы можете получить безвозмездно и безвозвратно грантовую помощь на создание новых производств.

Средства гранта Вы можете направить на следующие цели:

1) приобретение основных средств и материалов;

2) приобретение нематериальных активов;

3) приобретение технологии;

4) приобретение прав на франшизу.

Вы не можете использовать средства гранта на приобретение недвижимого имущества, земельного участка и в качестве платы за аренду.

Максимальная сумма гранта в рамках Программы для одного предпринимателя не может превышать 3,0 млн. тенге; минимальная сумма - от 1,5 млн. тенге.

Обязательное условие - софинансирование Вами расходов на реализацию проекта в размере не менее 20% от объема предоставляемого гранта.

3.4. «Реализация партнерских программ»

Участие в программе позволит Вам наладить бизнес-взаимоотношения с градообразующими предприятиями в рамках реализации партнерских программ государства.

Вы сможете получить государственную помощь в виде:

1) субсидирование ставок вознаграждения по кредитам;

2) гарантирование кредитов;

3) подведение инфраструктуры;

4) поддержка начинающих предпринимателей;

5) сервисная поддержка проектов по вопросам бухучета, составлению налоговой отчетности, IT-услугам, юридическим вопросам, таможенным процедурам, внедрению системы менеджмента качества;

6) предоставление квот в рамках проекта «Деловые связи».

В рамках программы крупные компании будут обеспечивать предпринимателей долгосрочными заказами, предоставлять квоты на сырье для развития «следующих переделов», а также поддерживать проекты по развитию альтернативных видов деятельности.

3.5. «Создание бизнес-инкубаторов с микрокредитными организациями»

Участие в программе позволит начинающим предпринимателям получить помощь от бизнес-инкубаторов в виде предоставленных в аренду помещений. Также предприниматели могут получить комплексную поддержку, включая консультирование, разработку бизнес-плана, предоставление микрокредитов, оказание сервисных услуг, создание связей с сетью профессионалов, потенциальными потребителями.

3.6. «Создание центров поддержки предпринимательства»

Участие в программе даст вам возможность получить информационно-консультационную помощь.

Комплекс предоставляемых услуг центров будет включать:

1) консультирование по вопросам открытия и ведения бизнеса;

2) информирование о программах поддержки предпринимательства;

3) разъяснение условий работы с финансовыми институтами и консультирование по сбору документов для получения поддержки;

4) консультирование по правовым вопросам.

Центры поддержки предпринимательства будут размещены в помещениях центров обслуживания населения для обеспечения удобного доступа людей к услугам, которые будут предоставлены местными исполнительными органами.

Услуги консультантов центров поддержки предпринимательства, которые будут предоставляться оператором, будут оплачиваться за счет средств республиканского бюджета.

3.7. «Содействие развитию предпринимательства самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения»

Участие в программе даст Вам возможность получить государственную поддержку:

Информационно-консультационную помощь;

Бесплатное обучение основам предпринимательства, с предоставлением материальной помощи на обучение;

Микрокредитование;

Развитие недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

Предоставление микрокредитов лицам является активной мерой содействия занятости направленной на содействие развитию предпринимательства.

4. Список моногородов, на территории которых реализуется данная программа:

5. Банки-партнеры, участники программы: таблица с перечнем участников и статистикой: